Тел: 8 (495) 740-87-97
Моб: 8 (495) 998-77-82
Дешевле только даром!

«Тайны мадридского дворца»: истоки и традиции лепного декора

Во всех странах мира при строительстве элитных домов знати и дворцов правителей во все времена использовалась гипсовая лепнина. У гипса много достоинств.

Он экологически чист, гигиенически безвреден, пожаробезопасен, легко поддается любой последующей отделке. Гипсовая лепнина проста в ремонте и реставрации, удачно сочетается с другими строительными материалами, включая натуральный камень. Однако у гипса есть и некоторые недостатки: он не влагостоек и недостаточно прочен, поэтому изделия из него следует использовать в местах, в полной мере защищенных от атмосферных воздействий.

Древние греки использовали лепнину для украшения внешних и внутренних стен зданий еще в XV веке до нашей эры. Архитекторы Древнего Рима украшали лепными орнаментами грубые наружные стены и атриумы крупных зданий. Примеры использования лепнины в элитном строительстве встречаются также на памятниках архитектуры древних племен майя и ацтеков в Мексике, а также на древних храмах Египта, Индии, Китая. При этом лепные украшения наружных стен с самых истоков, как правило, носили мистический характер. Например, излюбленный образ божества для мастеров племени майя, как правило, изображался в виде символов или в виде животных. Например, Бог Дождя – в виде змеи, Бог Солнца – в виде ягуара или попугая, Бог Смерти – в виде совы или летучей мыши. В лепных изображениях майя также можно разглядеть сочетания человеческого облика с животными и растениями.

Мастера эпохи Барокко и Ренессанса тоже часто использовали лепнину для отделки фасадов зданий. Однако чаще всего на дворцах, построенных в те эпохи, лепные фестоны и медальоны на внешних стенах зданий носили не столько эстетическую, сколько чисто утилитарную функцию – например, чтобы замаскировать грубые камни на стыках стен или в дверных проемах. А в случае крайней необходимости нередко именно лепные украшения становились местом укрытия сокровищ обитателей дворца. Так, согласно легенде, когда арабы в средние века захватили город Мадрид, его жители-христиане спрятали в лепнине фасадной стены кафедрального собора Мадрида (Собора св. Марии Альмудена) статую святой девы Марии.

С начала XX века гипсовую лепнину вновь стали применять, в основном, при отделке фасадов кирпичных домов как декоративный элемент. Иногда изображения частично дополняли существовавшую нумерацию домов. Преобладали образы различных животных, рыб, птиц, людей и растений, а также этнические орнаменты и жанровые сцены. И в каждое изображение авторы так же стремились вложить свой неповторимый образ и смысл.

Впрочем, именно в XX веке в России всю фасадную лепнину руководство страны объявило «персоной нон грата», обозначив ее как «архитектурные излишества» и объявив «борьбу» с ней в соответствующем Постановлении. Послушно исполняя «букву Закона», все региональные чиновники «боролись» с этими «излишествами» как могли – начиная с демонтажа лепных украшений с местных памятников архитектуры и заканчивая сносом таких зданий целиком…

Однако несмотря ни на что, гипсовая лепнина в России не утратила популярности. И сегодня при оформлении стен индивидуального дома используются не только обои для стен лепные карнизы, филенки, лопатки и русты. Карнизы (длинные горизонтальные выступы) акцентируют внимание на верхней части здания и визуально отделяют этажи друг от друга. Под карнизами или непосредственно за ними можно разместить, например, небольшие светильники наружного освещения. И все это смотрится вполне эстетично и очень практично!



При копировании прямая ссылка на www.elite-plast.ru обязательна!